Дом Хмелевка: описание и история создания картины
Николай Ромадин написал свою знаменитую картину «Деревня Хмелевка» во время тяжелого военного 1944 года. Она была включена в цикл «Волга — русская река» и создана во второй раз, а автор был удостоен Сталинской премии.
История картины
Картина «Деревня Кумелевка» была написана в годы Великой Отечественной войны. Когда страна была освобождена от фашистских захватчиков, деревня жила тихой и мирной жизнью, чудом не тронутая немцами.
Глядя на фотографии, становится ясно, что художник сидел на холме, возвышенности, вершине холма и писал. Отсюда, как на ладони, видны все дома и участки земли. Только здесь нет ни людей, ни птиц, ни животных, застывших в моменте между прошлым и будущим. Кажется, что она ожидает либо внезапного разрушения, либо высшего изменения.
Описание картины
На фотографии изображен осенний пейзаж с бескрайними просторами России, уютными домиками и бесконечными горизонтами на берегу Волги. Традиционно картина делится на три основные части. На первом мы видим мирный холм, на котором автор написал свою картину. Она покрыта зеленой травой, не такой яркой, как летом, а более темной и бледной, как будто грязной. Рядом — белая мякоть р., почти вся в листьях, склонившихся от осенних ветров. В воздухе дует, вечера не такие теплые, и естественно готовиться к зиме.
На заднем плане видны дома, автобусы, пристройки и сараи. Весь урожай с полей убран, земля перекопана и подготовлена к осенним холодам. Село раскинулось вдоль берега между холмами и Волгой. На заднем плане русский характер представлен во всей своей красе. Величественная Волга простирается далеко вдаль. Деревья с широкой кроной, которая развивается от ударов ветра. Другие берега реки, скрытые белой дымкой, характерной для поздней осени, находятся чуть дальше.
На первый взгляд, картина кажется простой и незамысловатой. Здесь нет ярких осенних красок или разномастных каблуков, но общая картина насыщена приглушенными оттенками, которые демонстрируют простоту и умеренность военного характера. Тишина и спокойное ожидание перемен.
При ближайшем рассмотрении на картине «Деревня Кумелевка» нет ни одной человеческой фигуры: в далеком 1944 году все жители сидели в своих домах. Старики и дети, жены и матери, ожидающие своих сыновей у входа. Кто-то поминает умерших, кто-то молится о скорейшем возвращении домой родительского родственника. Дети не шумят и не играют. Все молчит. Деревня кажется пустой и заброшенной, одинокой и таинственной. Кажется, что сама природа оплакивается. До окончания войны здесь почти ничего не осталось, но каждый уголок этой красивой деревни пронизан великой печалью, которая охватывает каждую семью во время самых ужасных и кровопролитных войн 20-го века.
Краткая биография автора
Ромадин Николай Михайлович родился в Самаре в 1903 году. Его отец был простым служащим, работавшим на железной дороге. В детстве маленький Коля интересовался живописью и с увлечением брался за кисти и холсты, когда отца не было рядом. Его отец не был чужд искусству и в свободное время писал картины с изображением моря, песка и палящего солнца, но он не верил, что написание картин может принести хоть какой-то доход. В семье часто возникали споры по этому поводу, и в 1922 году Николай ушел из дома и поступил в Вортому.
В начале своей творческой карьеры Николай пробовал себя во всех жанрах. Он был пылким и темпераментным молодым человеком, пытавшимся найти свой стиль. Он очень хорошо приобретал портреты, и один из его автопортретов до сих пор хранится в галерее Уффици во Флоренции.
В начале тридцатых годов XX века Ромадин открыл для себя новую сферу для живописи, занимаясь только пейзажами, постоянно путешествуя и бывая в разных уголках страны. На дебаркадерах «Волга Херцханса», северного региона России, он побывал на волжской пристани. И всегда с собой он брал холсты, кисти и краски.
Первая выставка работ Ромадина была представлена в 1940-х годах. Славу художнику принесла картина «Село Кумелевка», «Третьяковская галерея. Последние лучи». Почти вся серия «Волга — русская река» находится в Третьяковской галерее, как и серия картин «Времена года», написанная под влиянием музыки Чайковского и картин Клода Лоррена. В последние годы Николай проводил время в Москве, где и умер в 1987 году.
Что хотел сказать автор
Художники выбрали тихое и живописное место для написания картин в конце Великой Отечественной войны. В год, когда всем стало ясно, что война подходит к концу и грядут перемены, которых все так долго ждали. Это не поле боя или зона военных действий, а часть той далекой, маленькой, мирной жизни, о которой все мечтают.
Тонкие березы, склонившиеся к ветру, как символ солдат, сражающихся за свободу и будущее. Проходит холодная осень, и наступает зима: белая и чистая. Затем снег заботливо укрывает страну до наступления цветущей весны и начала новой жизни.
Каждое произведение Николая Ромадина отражает жизнь российской глубинки. Это красота полей, тонкие линии деревьев и лесов. В пейзажах кажется, что время остановилось, и можно проследить десятилетия назад. На первый взгляд, его картины традиционны, но чем больше вы смотрите на картину «Деревня Хмелевка», тем больше понимаете уникальный стиль Ломадина.