Картина Ивазовского Ивана Константиновича «Буря на ночном море».
Небольшая известная картина «Буря в ночном море» продолжает тему морского пейзажа, излюбленную Ивазовским в его творчестве. Как можно понять из названия, «Шторм в ночном море» выполнен в темных тонах и имеет мрачную и удивительную атмосферу приближающейся катастрофы.
История создания
Полотно «Шторм на море ночью» было написано между 1848 и 1849 годами. Во время поездки в Турцию. Возможно, вдохновением для этой картины и произведения «Девятый вал», созданного годом позже, послужил шторм, пережитый автором.
В 1844 году Айвазовский плыл на корабле по Бискайскому заливу и попал в страшный шторм, где корабль буквально превратился в чудо. Картина «Шторм ночью на море» выполнена на холсте масляными красками. Жанр картины — морской пейзаж. Искусствоведы утверждают, что на первом этапе работы над «Бурей в ночном море» был сделан корабль, затем «Небо и волны».
Айвазовский привез полотно к нему после своего стремительного отъезда из Турции. Поводом послужил конфликт между Османской империей и Россией, но продать эту работу не удалось. Буря на ночном море» четыре раза выставлялась в галереях частных коллекционеров. После окончания Второй мировой войны картина окончательно «поселилась» в Павловском музее Ризалб, где «Буря в ночном море» экспонируется и по сей день.
Автор
Иван Константинович Айвазовский, настоящее имя которого звучало как Ованнес Геворкович Айвазян, родился в Феодосии в 1817 году. Его отец был купцом армянского происхождения. Айвазовский, с детства проявлявший тягу к живописи, начал учиться в феодосийской школе с 1833 года. Наконец, благодаря покровительству Козначева, Айвазовский поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Там он учился сначала у пейзажиста Воробьева, а затем у мариниста Таннера.
В 1837 году Айвазовский досрочно покинул Академию. После освобождения художник два года работал в Крыму, а в 1840 году отправился в путешествие по Европе. Морские картины художника получили признание европейских критиков.1844 год
Айвазовский возвращается домой и устраивается маляром в главный морской штаб. Художник поселился в Феодосии и занялся совершенствованием и развитием художественного искусства на своей родине. Айвазовский умер в начале мая 1900 года.
Описание и характерные особенности картины
Его работа «Буря на ночном море» изображает корабль, попавший в полуночный шторм. В центре композиции — одинокое судно, наклонившееся влево от волн и ветра. На заднем плане сквозь облака проглядывает полная луна. В верхней части полотна видна сильная гроза. Ниже — бурная волна пены. В целом, композиция картины «Буря на ночном море» очень похожа на «девятый вал», только вместо мачты — полный корабль, вместо солнца — мачта.
Айвазовский создал «Бурю на море» в темноте, осветив ночником только центральную часть композиции, чтобы судно было видно более четко. Гибель ветра наводит на мысль об угрожающем судне, которое гонит яхту в самой темной части холста к темным зеленовато-синим облакам. Размер фотографии «Буря на ночном море» — 89 х 106 см. Айвазовский выбрал для работы горизонтальную прямоугольную форму.
Контекст и цветовая гамма
У «Бури в ночном море» простой сюжет без скрытого смысла и неразгаданных подсказок. Ивазовский часто использовал в своих произведениях мотив катастрофы корабля — особенно после того, как эта катастрофа чуть не стала причиной. На картине «Буря на ночном море» корабль сопротивляется набегающим волнам в свете полной луны. Его лучи падают на переднюю часть корабля, оставляя другую сторону в тени. Такое композиционное решение в «Буре в ночном море» оставляет Айвазовскому возможность спасти корабль, но говорит о том, что его судьба не была полностью определена художником.
Цветовая палитра картины теплая, но очень темная. В произведении «Буря на ночном море» побеждают следующие оттенки.
- Темно-синий ;
- Темно-зеленый ;
- Желтый
- Серо-коричневый ;
- Золотой.
Центр холста наиболее четко виден на фотографии, а наиболее выразительные цветовые акценты в картине «Шторм на ночном море» на холсте — это корабль и луна.
Интересные факты
Буря в ночном море осталась в тени более известных работ маринистов, но искусствоведы ценят ее лаконичную, но эффектную композицию и золотистые оттенки тонов в гораздо большей степени, чем самые известные полотна. В заключение — несколько интересных фактов об Айвазовском и его творчестве:.
- Эта маринистская картина обладала удивительным магнетизмом, таким, что Ивазовский подозревал, что она была прикреплена к ламповому холму или в ней использовались специальные краски.
- Второй преподаватель академии, французский кожевник по фамилии Айвазовский, выступил против запрета и прислал свои картины на выставку. Некоторые современники считали, что учитель завидовал успехам своих учеников.
- Ивазовский не любил изображать людей на своих картинах. По словам его великого историка, он практически никогда не писал портреты или какие-то человеческие силуэты на своих больших полотнах.
- Шторм в ночном море, как и подавляющее большинство других произведений маринистов, был написан не с натуры, а по памяти.
Айвазовский писал картины на самые разные темы, включая горные и степные пейзажи, историю и библейские сюжеты. Однако основой и главной ценностью его творчества являются именно морские пейзажи, такие как «Шторм ночью на море».