Картина Карла Павловича Брюлова «Толкишка».
Экзотическая картина «Турчанка», к которой Брюлов обратился в конце своей карьеры, отражает необычную, чувственную красоту восточных цветов. Работа была создана художником под впечатлением от пребывания на Ближнем Востоке, по пути из Азии обратно в Россию.
История создания
Полотно «Толканка» было написано в Санкт-Петербурге между 1837 и 1839 годами. Брулов начал работать над картиной по возвращении в Малую Азию из путешествия на Ионические острова. Эту рабочую поездку организовал В. П. Орлов-Давыдов. путешествие оказалось коротким — в Греции Брюлов заболел и вернулся. По пути он был вынужден остановиться в Константинополе. Там, видимо, ему и пришла в голову идея создания туристического полотна.
Рассматриваемый жанр фотографии — живописный портрет. В то же время полотна выполнены с почти восточным романтизмом, склоняющимся в свой год к интересу к экзотическому Востоку.
Полотно «Турчанка» — самое яркое и атмосферное из примерно 12 произведений, написанных Брюловым с интересом к экзотическим арабским странам.
Описание и характеристики картины
На «турецких» полотнах художник изобразил молодых девушек с восточной внешностью, которые участвуют в подушках. Брюлов создал крупный план портрета. На фотографии героиня видна только на талии. Изящная и слегка поразительная поза экзотической красавицы, несомненно, напоминает раннее изображение одалиски, увиденное Брюловым в Константинополе.
Композиция работы «Толканка» очень проста — помимо самой девушки на картине, можно рассмотреть только две большие подушки и светлый фон позади. Размер картины совсем невелик — 66,2 х 79,8 см. Брюлов написал эту работу на прямоугольном холсте масляными красками.
Цветовая палитра
Восточные темы в романтических картинах всегда писались яркими красками — Брюлов не стал отступать от этой традиции. Яркая и красочная красота иностранца не теряется на фоне насыщенного, глубокого сине-красного оттенка ситуации. Основные цвета, которые он использует в своих фотографиях:.
- Темно-красный.
- Изумрудно-зеленый.
- Бежевый.
- Черный.
- Насыщенный синий цвет.
- Травянисто-зеленый.
- Крем.
- Золотой.
Сама «трава» выполнена в бежево-золотистых тонах. Со всех сторон героиню окружают яркие, сочные пятна цвета. Особого внимания заслуживает цветовая палитра великолепного головного убора девушки, украшенного синими, красными и серебряными цветами на золотом фоне.
Сюжет картины
Как и почти всем портретам, сделанным вблизи, турецкой женщине не хватает интриги, которая на самом деле развивалась. На полотне Брулова изображена молодая девушка, расположившаяся на диване, покрытом богатым покрывалом и обложенном большими мягкими подушками. Поза, принятая «Тарчанкой», говорит о расслаблении, обмане, легкой насмешке и покое. Девушка полулежит, слегка приподнявшись на локтях, обратив полный блаженства и немного скучающий взгляд на зрителя.
На картине есть несколько деталей, которые подчеркивают благосостояние и высокое происхождение девушки. Это сложный аристократический костюм с роскошной атмосферой, дорогими тканями и замысловатой вышивкой. Брюлов изобразил героиню полотна «Турчанка» в ярко-зеленом бархатном плаще, затканном золотом, и богато украшенной чалме.
Контекст
Турецкая женщина» была написана в те годы, когда Брюлов уже достиг вершин своего художественного мастерства. В то время его особенно занимали сюжеты, связанные с таинственным, полным чувственности и слегка мистическим миром Востока. Путешествия, совершенные перед созданием картины, подарили ему множество ярких впечатлений, которые Брюлов попытался отразить во многих своих работах конца 1830-х годов.
В работе «Турецкая» заложены идеи чувственной красоты восточных женщин, которые приоткрыли завесу над таинственным и экзотическим миром, привлекающим и пугающим европейцев одновременно. Восточная атмосфера здесь стала немного романтичнее — «Турецкие женщины» воплощают воображение путешественника, ожившие мечты о сказке «Тысяча и одна ночь».
Романтический образ блестяще перенесен на картину человеком, который видел этот мир своими глазами, но все же предпочел чудесный сон зачарованному, но не такому яркому и радужному реальному.
Где находится сейчас
После завершения работы над произведением Брулов передал его в галерею Академии художеств. После этого «Туркушка» некоторое время хранилась в собрании выдающегося коллекционера и мецената Приянишникова Ф.И. Затем ее передали в галерею Академии художеств, где она оставалась до 1925 года. — I до 1925 года. Наконец, картину отправили в московскую Третьяковскую галерею, где она хранится и по сей день.
Интересные факты
Об истории и характеристиках «турчанки» известно немного, так как она принадлежит к малоизвестной канве кистей Брюлова. В заключение — несколько странных фактов об этой картине:.
- Существует вариант полотна «Турчанки» и «Итальянки» Брюлова, написанный одной и той же женщиной, вероятно Ю. п. Самойлова
- Интерес художников к восточной тематике был вызван, в частности, романтической поэзией Жуковского и Пушкина.
- Вторая половина XIX века. Картина была передана в дар из коллекции Приянишникова царем Александром II.
- Полотно неоднократно копировали такие художники, как Бадкин, И. И. Липин.
Несмотря на то, что «Турецкое» не получило такой же славы, как «Последние дни Помпеи» или «Итальянское утро», оно считается одним из лучших романтических полотен в русской живописи на восточные сюжеты. В нем царит атмосфера чувственности, экзотики и ярких красок — все то, что ассоциировалось с Россией первой половины XIX века и Востоком в Европе.