Картина «Нашествие Гензериха на Рим» — описание знаменитой работы Карла Брюллова
Историческая картина «Нашествие на Рим», созданная Карлом Брюлловым под впечатлением от поездки в Италию, является одним из самых ярких и масштабных полотен художника. Вторжение Генсерика в Рим отражает трагический момент древнеримской цивилизации в конце античной эпохи.
История создания
Полотно «Нашествие Гензериха на Рим» было написано в 1836 году, но первые наброски Брылов сделал около 1834 года. Однако Брылов уже начал работать в Москве. ‘Вторжение Гензериха в Рим’ было заказано ему А. А. Перовский. Художник, нарисовавший эскизы, на некоторое время потерял интерес к своей работе, но вскоре завершил картину по настоянию друзей и знакомых.
Жанр полотна — батальная историческая живопись. Стиль композиции «Вторжение Гензериха в Рим» — романтизм. По своему драматизму и накалу романтического пафоса работа напоминает «Взятие Константинополя крестоносцами» Делакруа.
Описание и особенности картины
Кульминацией «Гензерийского нашествия на Рим» является разграбление столицы крупнейшего античного государства войсками вандальских вождей в 455 году. Африканские воины немецкого короля захватывают и разрушают все вокруг. В центре композиции Брылов показывает похищение императрицы Евдокии и ее дочерей. Художник концентрирует драматический накал картины на этой сцене — ведь именно эвдокитяне привезли разрушителей в империю, надеясь использовать их в своей борьбе за власть.
Композиция «Вторжение Гензериха в Рим» написана масляными красками на холсте в форме горизонтального прямоугольника. Оригинальные размеры этой картины составляют 88 x 117,9 см.
Брылов тщательно прорисовывал детали на холсте, создавая яркие контрасты и целую галерею выразительных фигур.
Цветовая палитра
Композиция «Нашествие Сенцелиха на Рим» состоит в основном из светлых гамм, плавно затемненных в левом нижнем углу. Для создания этого полотна Брюлов использовал следующие цвета
- Светло-зеленый.
- Холодный желтый цвет.
- Синий.
- Браун.
- Темно-серый.
- Кремово-белый.
- Красный.
- Темно-синий.
Красные и синие пятна размазывают детали одежды героя и создают броский цветовой контраст на картине. Основной тон зданий на полотне «Вторжение Гензериха в Рим» — желто-зеленый, подсвеченный в нескольких местах золотистыми красками.
Сюжет
Брюлов лишил один из ключевых моментов Величественного конфликта престарелого античного мира и дикого барства, но лишил германский мир его полной жизни и энергии. ‘Римское вторжение в Сензерих’ рассказывает о разграблении Вечного города, когда армии королей вандалов уже проникли за стены города.
На полотне Брулова «Дикий бар» люди хватают людей и забирают из храма кухонную утварь.
На правой стороне полотна, «Вторжение в Рим» Гензериха, выделяется епископ, сияющий в своем белом золотом жилете, поза его статична, а лицо выражает лишь тихую печаль. Он понимает, что уже ничего не может сделать. На лице императрицы и ее дочери Брюлов изображает застывший ужас. Сам древнегерманский Господь восседает на коне, и его фигура на картине полна силы и решимости.
Контекст
Идеологическая начинка и атмосфера римского полотна Гензериха напоминает знаменитые помпейские времена. В обеих картинах поражает ощущение великой катастрофы, неизбежной гибели целой цивилизации. Также наказание за грехи и мотив неизбежного упадка из-за многолетней деградации. Поэтому Брюлов подчеркивает главного виновника вторжения — императора Евдокии.
Сам разрушитель показан в композиции «Вторжение Сензериха в Рим» в виде обобщенного типа завоевателя и полевого барского человека, почти безликого, каким предстает новая эпоха. Единственной яркой личностью Брюлова предстал сам король — его образ на картине заметно отличается от других захватчиков и напоминает раннесредневекового рыцаря.
Где находится сейчас
Вскоре после написания Брюлов представил свою работу заказчику — меценату и писателю А. А. Пеловскому. Фотографическое повествование следующего полувека неизвестно. в конце XIX века. Полотно было подарено Третьяковской галерее. В настоящее время там выставлена экспозиция «Вторжение из Рима в Гензерих».
Интересные факты
Представленная картина — одно из самых выразительных произведений русской живописи, посвященных древней и раннесредневековой истории. Некоторые интересные факты о «римском вторжении в Хенселих»:.
- Многие искусствоведы считают, что интерес к падению Римской империи возник у Брюловых после прочтения коллекции гоголевских арабесок.
- Известно, что художник показал фотографический эскиз Пушкину, который одобрил его и даже сослался на него в письме к жене.
- По поводу фигуры священника в правой части полотна мнения расходятся. Некоторые считают, что это епископ.
Вторжение Гензериха в Рим» стало первым крупным успехом Брюлова после его самого известного полотна художника «Последние дни Помпеи». Работая над обреченностью Вечного города, автор продолжал развивать навыки уличного исполнителя и драматурга из своих картин.