Картина «Наваринское сражение» (Ивазовский Иван Константинович)
Картина Ивазовского «Наваринское сражение» 1846 года стала одним из первых произведений художника-мариниста, посвященных морской войне. Полотно было написано вскоре после его назначения в штаб флота. Битва за Наварино не была создана природой. Она посвящена событию, которое произошло за 20 лет до начала работы над полотном.
История и особенности полотна
Произведение «Битва при Наварино» было написано через два года после возвращения Айвазовского из поездки по Европе. По возвращении он был утвержден в качестве художника военно-морским генералом. В его обязанности входило рисовать морские сражения и успехи русского флота. После своего назначения Ивазовский начал с размышлений о недавних символических битвах.
На картине «Битва при Наварино» изображены события войны между Россией и Турцией. Для самого Айвазовского эта кампания рассматривалась прежде всего как освободительная война за Грецию. В Феодосии, родном городе художника, много говорили о бедственном положении греков. Особую симпатию у автора вызвали армянские семьи, изгнанные турками со своей родины. Прежде чем создать полотно «Битва при Наварино», художник расспросил очевидцев и участников сражения и лично посетил место событий.
Ключевые особенности работы:.
- Композиция «Битва при Наварино» относится к жанру живописи морского боя.
- Стиль картины — романтизм.
- Форма холста ‘Battle of Navarino’ представляет собой горизонтальный прямоугольник. Композиция написана масляной краской.
- Оригинальные размеры полотна составляют 222 x 334 см.
По сей день картина «Битва за Наварино» хранится в галерее Военно-морской академии. Гержинского в городе Санкт-Петербурге.
Автор: основные моменты биографии
Ованес Геворкович Айвазовский из армянской купеческой семьи родился в июле 1817 года в городе Феодосия. Окончив местную школу, будущий живописец отправился в Симферополь, где продолжил обучение в городской гимназии; в 1833 году под покровительством городского головы Казначеева Айвазовский был принят в Столичную художественную академию, которую окончил в 1837 году с золотым орденом. Его ранние пейзажные картины.
После окончания университета Айвазовский совершает две обширные рабочие поездки: в 1838-1840 гг. он посещает Крым, в 1840-1844 гг. совершает поездки по европейским странам.
После возвращения Ивазовского в главный морской штаб он создает картины на тему морской войны. Одной из первых и наиболее важных работ на эту тему является «Навалинская битва». В это же время Ивазовский стал профессором Академии, занимался общественной службой и благотворительными организациями. Он фотографировался за рубежом — его маринистские снимки выставлялись в Италии, Франции, Испании и США. Айвазовский жил в преклонных годах — маринист умер в апреле 1900 года в возрасте 81 года
Композиция и цветовая гамма картины
На снимках Айвазовский отразил самый разгар сражения — захват вражеского корабля знаменитым фрегатом ‘Азов’. На переднем плане полотна «Навалинская битва» — обломки османского корабля, с которого спасаются турецкие моряки, — загар с белым тюрбаном. В центре композиции автор изобразил еще один турецкий корабль. На него нападает председатель клуба «Азовский дым». На картине «Навалинская битва» он изображен поврежденным, но все еще готовым к атаке. Исход битвы предрешен — объединенные силы России, Франции и Великобритании разгромят Османскую империю.
Цветовая гамма полотна «Навалинская битва» довольно теплая, за счет красного оттенка оранжевого; Айвазовский использовал следующие тона.
- Желтовато-серый.
- Вареный белый.
- Серо-голубой.
- Апельсин.
- Бледно-красный.
- Темно-коричневый.
Вода на фотографии спокойна и почти неподвижна. Динамику «Навалинской битвы» композиции придают клубы дыма, вспышки огня и облака в небе. Несмотря на дым и ощущение хаоса, техника освещения остается очень четкой, позволяя рассмотреть все детали сложной, многоуровневой композиции. Наиболее яркими цветовыми акцентами произведения являются шлюпки моряков и силуэтные флаги обломков корабля.