Картина поединка Пересвета с Челубеем на Куликовом поле.
Куликовская битва с татаро-монголами в 1380 году — одно из знаковых событий в русской истории. Художник Михаил Абилов создал картину «Плоды Пересвета с Чолобеем», вдохновленный этим моментом. Что касается самого исторического сражения, то конфликт продолжается до сих пор, а картина вошла в Золотой фонд русской исторической живописи.
История создания
Битва Пересвета с ЧеЛюбой» была написана спустя шесть веков после иллюстрированного события в 1943 году, учитывая год создания картины. Можно с уверенностью говорить о сходстве этого конфликта с битвой с татаро-монголами. Против фашизма, который имел место во время создания произведения, «борьба идет пель-шбетом с челноком». Общая тема борьбы между агрессором и угнетателем объединяет разделенные эпохи и поколения на протяжении веков.
Однако всерьез о художественном воплощении этого заговора Абилов задумался в 1917 году. В то же время был представлен «выезд татарского Чери Бея». После возвращения Абилова в Москву из эвакуации, собственно работе над произведением «Битва за Пельсвет и Чолоб» — 1942 год — предшествовали четыре больших эскиза. Наконец, в декабре того же года Абилов закончил композицию и завершил полотно всего за шесть месяцев.
Жанр произведения «Бой ЧеЛюбе» можно определить как исторический реализм. Абилов написал ее на холсте масляными красками. Фотографии достоверно передают детали исторических костюмов, упряжи и оружия. Абилов уделял особое внимание этим деталям. В настоящее время «Битва Пересвета с Хлубе» хранится в Санкт-Петербурге в галерее Государственного Русского музея.
Автор
Михаил Иванович Авилов (р. 1882 — ум. 1954) — русский и советский художник, работавший по большей части в жанре исторической живописи. Он родился в Санкт-Петербурге. В своем художественном образовании Авилов прошел следующие этапы.
- С 1893 года он учился в рисовальной школе при Императорском ОПХ.
- В 1903 году он поступил в студию Дмитриева-Кафкасского для продолжения обучения.
- В 1904 году Абилов стал волонтером в классе Высшей школы изящных искусств при Академии художеств.
Уже после прослушивания лекций в Академии художник начал работать над полотнами в историческом жанре. В 1914 году Абилов отправился на передовую Первой мировой войны.
После Второй мировой войны Абилов стал членом Академии художеств СССР и преподавателем Ленинградского института. Липин. В начале Второй мировой войны художник укрылся в Узбекистане, где начал работу над полотном «Поединок Пересвета с Херувимом» В 1953 году ему было присвоено звание народного художника СССР Через год Абилов умер и был похоронен на Чихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Описание композиции
Дуэль Пересвета с Черубаем отличается большим размером (327 x 557). На переднем плане изображены два сражающихся воина. Они пришпорили коней, подняли щиты и направили копья друг на друга. За ними стоят войска. Атмосфера на полотне тревожная и напряженная. В этой картине Абилов использовал естественные, слегка приглушенные тона.
- Зеленый.
- Серый.
- Бежевый.
- Золотой.
- Бледно-красный.
- Черный.
В то же время стоит отметить, что татаро-монгольское войско, как и всадники, которых оно представляет, изображены более красочно. Эта техника позволяет подчеркнуть в картине, во-первых, экзотичность их внешнего вида, а во-вторых, хаос, который завораживал людей. В то же время российские войска выглядят более спокойными и гармоничными. Единственное светлое пятно на этой стороне полотна — флаг с ликами святых. Она воплощает борьбу народа за духовные ценности и веру в справедливость и правоту своих действий, которые отличают его от врагов.
Что хотел сказать автор
Картина «Поединок Пересвета с Херувимом» символизирует, прежде всего, победу света над тьмой, освободительного движения против захватчиков. В то время, когда в 1943 году было создано это полотно, люди жаждали такого сюжета. Картина была завершена во время Сталинградской битвы — Абилов перенес напряжение этого тяжелого периода и неявную надежду на успех на свою «Дуэль Пересвета с Черубаем».
Картина передает остроту борьбы со злом посредством одного символического жеста. Герой пронзает копьем изображение змеи на щите противника. Змея является олицетворением злого начала. Еще один важный момент, проиллюстрированный в картине Перебета «Битва на челноке», — это разница между строем и позами солдат на заднем плане. Русские стоят спокойно, жестко держат свои системы и поднимают флаги над головой. Дмитрий Донской изображен перед Абиловым; в татаро-монгольском — система нарушена, а их позы выражают растерянность и неуверенность. Все это заранее предвещает исход битвы — «битва Персвета с башмаками» заканчивается поражением захватчиков, а затем навсегда прекращается иго.
Поединок Пересвета с Челубеем в картинах русских художников
Этот ключевой момент российской истории запечатлел в своих работах не только Абилов. Битва при Пельсвете с Шаккером послужила вдохновением для многих известных и неизвестных художников. Первое известное сегодня изображение — это старое приложение к иконе, написанное мастером Архангельской школы в 1680-х годах, считают исследователи. На нем изображены битвы при Пельсвете и Хероубе, а также другие важные сцены исторических сражений.
Интерес к Куликовской битве пробудился в 19 веке. Тем не менее, картины, написанные в этот период, в основном посвящены Дмитрию Донскому. Отражая борьбу народа, борьба Пересвета с Шоа стала мотивом для написания картин в первой половине 20-го века.
Первая картина, «Бой ЧеЛюбе», была написана в 1914 году во время войны и только в Первую мировую войну. Ее автор — Васнецов. Его картина, близкая к композиции, написанной Абиловым, менее реалистична — «Битва Пельсвета с челноком» напоминает иллюстрацию в книге. Еще одно важное отличие — одежда и снаряжение героя — четко прослеживается в версии, где он монах-схимник. Абилов отказался от этого мотива, когда создал «Битву Пельсвета против челнока».