Картина «Раду «Медуза» Теодора Джорико: объяснение, что хотел сказать автор, интересные факты.
Драматическая картина «Плот Медузы» — одна из самых известных картин первой четверти XIX века. Его автор — французский художник-романтик Теодор Жирико. Картина, в которой подана катастрофа на море, произвела на публику неоднозначное впечатление и породила множество конфликтов и скандалов.
Работа над картиной
Картина «Медуза Рарта» была написана в Париже в 1819 году. До нее Теодор Джеорико создал еще одно сюжетно и композиционно близкое полотно — «Потоп» (1814). Эта картина, выполненная в черно-белой гамме и наполненная острым драматизмом, не нашла понимания и признания у широкой аудитории.
Теодор Георико обратил особое внимание на работу «Плот Медузы». В июле 1816 года он принял на себя трагедию фрегата «Ламедос» — его команда спаслась с затонувшего корабля на дамбе и дрейфовала несколько дней. Голод, отчаяние, кровавые стычки и каннибализм, поразившие плот «Медуза» во время этого дрейфа, наводили ужас на современников.
Теодор Жерико постарался как можно подробнее изучить обстоятельства катастрофы, от которой зависел сюжет. Он воссоздал пластические персонажи композиции «Плот Медузы», посетил морг и сотрудничал со свидетелями. Теодор Герико был потрясен историей команды «Фрегат» и признал случившееся с ней вселенской трагедией.
Перед началом работы Теодор Гёрико посетил порт Гавла, где ознакомился с литографиями, посвященными катастрофе, и написал по ним около 100 эскизов. Картина ‘The Rart’ Medusa’ была написана на сыром холсте сразу после нанесения основного подготовительного рисунка. Тем не менее, по словам студентов, художник нанес штрихи очень точно, но картина требовала незначительной доработки.
Работа над «Плотом Медузы» заняла восемь месяцев, в течение которых Теодор Иерихон практически не выходил из мастерской. Хотя фотография относится к жанру романтизма, она все же отличается от классических работ этого направления своими реалистичными деталями и психологическим драматизмом. На сегодняшний день «Плот Медузы» был выставлен в Лувре в галерее Денон.
Описание и особенности полотна
Плот Медузы» изображает жертву, погибшую на одноименном фрегате, поспешно сбивающую доски в море. Фотография имеет внушительный размер — 491 x 716. Теодор Джерико изобразил заключительный этап путешествия в своей работе «Плот Медузы». Фотография выполнена в темных, тусклых тонах. В ‘Medusa Raft’ преобладают следующие цвета.
- Серый.
- Молочная кислота.
- Браун.
- Бледно-красный.
- Серо-зеленый.
- Черный.
Композиция работы «сосредоточена на центральной фигуре в динамичном наклонном положении, от мертвого тела на переднем плане до людей, подающих сигналы кораблю». Благодаря резким контрастам и отсутствию ярких цветовых акцентов, «Плот Медузы» кажется более реалистичным и более остро передает атмосферу катастрофы и отчаяния.
Автор
Автор полотна «Стропила Медузы», Джанлуис Андре Теодор Жерико, родился в Нормандии в Руане в 1791 году и происходил из богатой табасской купеческой и нормандской дворянской семьи В 1796 году семья художника переехала в Париж Теодор Жерико был обучался в нескольких учебных заведениях.
- В 1801 году он поступил в школу-интернат в пансионе Дубуа-Риазо.
- Через некоторое время Теодор Жерико был переведен в пансион в Лорсальском замке.
- В 1804 году он был зачислен в Императорский лицей.
Теодор Жорико начал увлекаться живописью с раннего возраста — этому во многом способствовало влияние его дяди Каруэля, который коллекционировал работы голландских и нидерландских художников.В 1808 году Теодор Жорико поступил в мастерскую Карла Верна в качестве ученика. Его вторым учителем был Пьер Герен. Первые художественные эксперименты молодого художника относятся к 1811-1812 годам, когда Теодор Джерико перешел от обнаженной натуры и лошадей к портретам и крупномасштабным полотнам.
Его первая известная картина — «Портрет Дедона» (1814). Теодор Жерико, создавший галерею портретов наполеоновских воинов, в основном изображал своих моделей как представителей различных родов войск, передавая дух времени.
В первой половине 1815 года художник служит в Лористоне, мушкетной роте на стороне короля; в 1817 году он совершает поездку в Италию, которая приводит его к мысли о создании большого пейзажа. Почти весь следующий год Теодор Джерико посвящает работе над произведением «Плот Медузы» В 1820 году художник гостил в Лондоне. Там успешно экспонируется вышеупомянутая фотография.
После возвращения во Францию художник начал страдать от частых болезней. Его состояние усугублялось постоянными травмами во время верховой езды: в январе 1824 года Теодор Йорико упал с лошади, ударился виском и умер.
Что хотел сказать автор
Картина «Медуза Рарта» воплощает идею остроумной драмы. Это легкая форма, которая может довести людей до самых неистовых, самых отчаянных и порой бесчеловечных поступков. Вопреки общей реалистической тенденции произведения, труп Теодора Иерихона на переднем плане изображал силу и атлетизм, что должно было подчеркнуть вселенский масштаб трагедии.
Через изображение лица героя картина «Медуза Рас» передает целый спектр эмоций: отчаяние, усталость, панику, судьбу и надежду. Людей окружает бурное море, а рассвет разрывает черные тучи на небе.
Создавая этот фон, Теодор Джерико одновременно подчеркивает неумолимое буйство стихии и проблеск надежды на то, что жертвы крушения живы. Идеологически «Плот Медузы» отличается от идеологической ориентации романтизма. Там всегда побеждает судьба или рок. Напротив, описываемая картина олицетворяет победу человеческой воли над обстоятельствами, испытаниями и неумолимыми силами природных стихий.
Интересные факты
Плот Медузы» считается одной из самых влиятельных картин романтизма. В ее истории можно найти несколько странных фактов:.
- Картина «Плот Медузы», выставленная в Салоне в 1819 году, вызвала противоречивую реакцию критиков — сторонники классической живописи не поняли ее, а сторонники прогрессивного направления оценили новаторство и тонкий психологизм полотна
- Картина рассматривалась современниками и под политическим углом — оппозиционные партии увидели в ней критику правительства. Независимые критики утверждали, что Теодор Герико считал трагедию капитана де Шомаре трагедией фрегата, получившего статус покровителя.
- Размеры полотна «плота Медузы» примерно соответствуют размерам деревянной конструкции, на которой плыли пассажиры фрегата.
- Поза моряка, смотрящего вдаль, является кивком в сторону работ Караваджо, художника позднего итальянского Возрождения.
- Первоначально Теодор Джеорико назвал свои работы «Сцены кораблекрушения», но после того, как картины вызвали общественный резонанс, они получили свое современное название.
Плот Медузы» признан не только как важное произведение искусства, но и как важный исторический феномен. Когда-то именно фотография привлекла внимание общественности к трагедии затонувшего фрегата. В контексте нарастающего социально-политического кризиса «Плот Медузы» дал еще один повод для обсуждения и понимания актуальных проблем Франции начала XIX века.