Потоп — библейская картина И. К. Айвазовского
Библейская картина «Потоп», написанная И. К. Айвазовским в расцвете творческих сил, — одна из немногих жанровых картин художника-мариниста. В основе произведения лежит известный сюжет Ветхого Завета, который позволяет художнику отразить всепоглощающую силу и ярость морской стихии. Потоп» считается одной из самых известных религиозных картин, созданных в 19 веке.
Краткая история полотна
Произведение «Потоп» было создано в 1864 году. На воплощение этого сюжета морского художника вдохновили итальянские религиозные фрески и картины, которые он видел в Риме, Венеции и Ватикане. Айвазовский начал работать над большими полотнами в 1862 году, но позже вновь обратился к тем же работам. В результате появились две версии картины: одна — акварелью на одном листе бумаги, другая — масляными красками на холсте. Жанр «Потоп» относится к религиозной живописи, а его композиция близка к направлению романтизма.
Впервые «Потоп» был представлен широкой аудитории на ежегодной выставке, организованной Академией художеств. Картина имела большой успех и была восторженно принята критиками и широкой публикой; в 1865 году Айвазовский продал картину царю Александру II, который подарил ее Эрмитажу; в 1882 году картина побывала в Москве на Всероссийской выставке, а в В 1891 году он побывал в Германии на Международной выставке в Берлине. Сегодня «Всемирный потоп» хранится в Государственном Русском музее в Михайловском замке (Санкт-Петербург).
Биография автора
Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии и получил имя Ованес Геворкович Айвазян в 1937 году. Айвазовский получил хорошее образование, так как с детства проявлял отличные способности. Будущий художник окончил Феодосийское училище в 1830 году, усилиями Козначева был зачислен в Симферопольское училище, и уже в 1833 году Айвазовский стал студентом Академии.
Сначала художник учился у Воробьева, затем перешел к Маринисту Таннеру во Франции, а затем завершил свое образование у Зауэрвейде в Баталисте. Сначала Айвазовский выставил свою работу в галерее Академии в 1836 году. Учреждение, оснащенное золотыми медалями, через год отправилось в путешествие в Крым.В 1840 году Айвазовский побывал в Европе — он посетил Францию, Италию, Швейцарию и Голландию.
Картины молодого художника получили признание европейской публики. Вернувшись на родину, Айвазовский поселился в Феодосии и был назначен художником в главный военно-морской штаб империи. Впоследствии маринист путешествовал и активно работал по всему миру, выставляясь в крупнейших городах России, Европы и США. В то же время Айвазовский занимается благоустройством и культурным развитием Феодосии. Знаменитый художник умер весной 1900 года.
Описание картины
Полотно «Всемирный потоп» раскрывает распространенный сюжет из Библии. Айвазовский выбрал его, как и другой известный мотив. ‘Сотворение мира для озеленения моря’. На картине «Всемирный потоп» изображена глобальная катастрофа, поглотившая в толще воды почти все живое на планете. Композиция изображает момент, когда почти вся земля, за исключением самых высоких скал, оказалась затопленной — так группа людей в центре полотна нашла временное убежище. Оригинальный масштаб полотна «Всемирный потоп» составляет 246,5 х 319 см. Картина настолько велика, что может занять всю стену.
В отличие от большинства других своих разрушительных сюжетов, в произведении «Всемирный потоп» Айвазовский не может оставить героям надежды — все они неизбежно погибают. Люди в отчаянии тянутся к восходящему солнцу, но оно не может успокоить стихию и приносит лишь временное облегчение. Облака и моря полотна «Всемирный потоп» одинаково густые, темные и непроницаемые. Вода одуряюще спокойна, но дождь продолжается — молнии прочно покрывают небо, не оставляя сомнений в исходе изображенной катастрофы.
Цветовая гамма
‘Flood of the World’ состоит из натуральных оттенков от ярких светлых до почти черных. Рабочая цветовая схема делит его на две части — освещенную теплым солнечным светом и теряющуюся во тьме.В композиции «Всемирный потоп» Айвазовский использовал следующие тона и оттенки
- Серый.
- Крем.
- Желтый.
- Бледно-бежевый.
- Темно-синий.
- Темно-зеленый.
- Синий.
Солнечный свет, пробивающийся сквозь облака, нарисованные Айвазовским в левом верхнем углу картины, освещает скалу, окрашивая ее в теплые желтые и бледно-бежевые тона. Голубые заготовки выступают в качестве ярких акцентов на фоне серого камня. Вода в композиции «Всемирный потоп» переливается темно-зелеными и серо-голубыми тонами. Небо темно-серое с зеленовато-голубыми отблесками.
Интересные факты
Всемирный потоп — одна из самых известных картин, иллюстрирующих Ветхий Завет. Айвазовский выставил ее со всем мастерством мариниста, реалистично отразив страх и отчаяние от столкновения с неумолимым стихийным бедствием. Некоторые странные факты об этой картине и ее авторе:.
- На последних этапах работы Ивазовского называли «всемирным потопом».
- Полотно было представлено на частной выставке маринистов в Академии художеств вместе с другой религиозной картиной «Хаос». И она, и «Всемирный потоп» были приобретены Александром II, большим поклонником творчества Айвазовского.
- В 1897 году другой царь — Николай II — подарил «Всемирный потоп» вместе с другими картинами Русскому музею.
- Полотно настолько велико, что оригинал редко выставляется в музейных галереях. Он занимает слишком много места.
Айвазовский редко пишет картины со сложной интригой, но такие работы, как «Всемирный потоп», доказывают, что жанр и тема преследовали художника-мариниста. У него было чутье на реалистичный показ, задумчивую красоту неистовой стихии и шокирующую серьезность человеческой драмы.