- Станция Сен-Лазар (Клод Моне) — описание и история создания серии картин
- Автор
- Описание серии картин
- Вокзал Сен-Лазар
- Прибытие поезда
- Поезд из Нормандии
- Вокзал Сен-Лазар
- Мост из Европы
- Вокзал Сен-Лазар, залитый солнцем
- Вокзал Сен-Лазар, внешний вид, прибытие
- Вид на выход
- Вид снаружи
- Вид снаружи-2
- Вокзал Сен-Лазар. Знаки
- Траншея Батиньол
- Интересные факты
Станция Сен-Лазар (Клод Моне) — описание и история создания серии картин
Картина импрессиониста Клода Моне «Вокзал Сен-Лазар», написанная в конце 1870-х годов, нетипична для творчества этого художника. Он очень редко писал городские пейзажи. Вокзал Сен-Лазар — это уникальная работа, показывающая один объект в разное время суток, а также в разные годы.
Автор
Оскар Клод Моне был парижским художником из пригорода. Он родился в 1840 году; пять лет спустя Клод Моне поселился с родителями в городе Норман. С этого момента начался творческий путь художника: он стал живописцем.
- С юности Клод Моне стал популярным автором портретных картин.
- Художник переключился на пейзажи и начал работать с оленями, уехав в Париж в 1859 году.
- В столице получает образование Клод Моне — разочаровавшись в университетском образовании, он поступает в мастерскую Грейера.
- Начало 1860-х годов. Клод Моне активно развивает свои импрессионистские творческие методы.
- С конца 1860-х годов художник уже выставляется в галереях импрессионистов, а также в Салоне.
Клод Моне вскоре нашел свой путь к публике, несмотря на то, что многие критики считали его смешным и слишком беспечным.1870-1880 Художник создает многие из своих самых известных пейзажей, включая картину «Вокзал Сен-Лазар».
В 1883 году сбылась его давняя мечта — Клод Моне купил поместье в пригороде; в Живерни он проведет остаток своих дней и напишет свои самые яркие импрессионистские работы. Клод Моне умер в 1926 году и был похоронен в церковном дворе своего поместья.
Описание серии картин
Цикл «Вокзал Сен-Лазар» был создан в 1877 году, но работа над серией эскизов продолжалась не менее двух лет, и Клод Моне решил написать Сен-Лазар на вокзале из любви и уважения к техническому прогрессу, отчасти чтобы передать влияние фотографического пара. Автор Клод Моне в том же году поместил семь полотен из серии «Вокзал Сен-Лазар» в галерею импрессионистов.
Вокзал Сен-Лазар
Первая картина, «Вокзал Сен-Лазар», представляет собой большую панораму, окруженную серо-голубой дымкой. Это самое «размытое» полотно цикла, очертания и силуэты словно вырисовываются из густой дымки. Клод Моне включил в свою композицию два поезда. По бокам от них располагались соседние дома, фигуры прохожих. Картина «Вокзал Сен-Лазар» размером 75 x 104 хранится в музее Орсе.
Прибытие поезда
Композиция этого произведения фактически повторяет предыдущее произведение. Разница лишь в том, что дымка на нем гораздо меньше, а объекты очерчены более четко. Клод Моне более подробно написал поезд и людей на переднем плане, оставив соседние здания в виде далеких силуэтов. Размеры холста 81,9 x 101, картина находится в музее Фогга, Кембридж.
Поезд из Нормандии
На нем изображен вокзал Сен-Лазар в зеленовато-голубой гамме. На переднем плане нет людей, что создает впечатление, что на холсте «воздух». Большинство объектов находятся на заднем плане с поездами, толпами людей и соседними зданиями. Размеры работы составляют 59,6 x 80,2. Полотно находится в Художественном институте Чикаго.
Вокзал Сен-Лазар
Для работ характерны насыщенные темные и еще более темные оттенки. В почти черных тонах Клод Моне очерчивает крышу, поезд и людей перед ним. На фоне соседних домов видна насыщенная синева. Серое небо с нависающими облаками указывает на то, что облака были нарисованы в пасмурную погоду. Ее размер — 53 x 72, полотно находится в Национальной галерее Лондона.
Мост из Европы
Еще один дым, окутанный дымом. Над ним Клод Моне изобразил серо-черный громоздкий мост, поддерживаемый двумя белыми колоннами. Вдали видны два больших величественных здания в желтовато-серой гамме. Кажется, что поезд «едет» из левого нижнего угла к полотну. Размер работы составляет 64 x 81, она хранится в Мармотан-Моне (Париж).
Вокзал Сен-Лазар, залитый солнцем
На этой фотографии изображена открытая часть сооружения, окруженная высокими зданиями песочного цвета. В центре композиции — три мужских силуэта и одинокая будка. Слева — рельсы с проходящим поездом. Станция «Центразар» кажется залитой теплым, золотистым солнечным светом. Поезд, в свою очередь, покрывается клубами дыма. Холст размером 61 x 81 принадлежит неизвестному коллекционеру.
Вокзал Сен-Лазар, внешний вид, прибытие
Одна из самых «размытых» картин в серии, изображающая прибытие поезда, Клод Моне убрал все лишнее с холста на композицию. Это как сам поезд, белоснежный снег, облака, клубы дыма, элегантные здания по бокам. Фотография передает ощущение прохладного утра. Холст размером 60 x 72 находится в частной коллекции.
Вид на выход
Схематичная, почти абстрактная композиция этой фотографии изображает станцию Сен-Лазар туристического поезда Sunset A, похожую на пирамиду с голубой крышей. На переднем плане — экскурсоводы и киоски. Композиция состоит из гаммы красновато-серых тонов. Дымовая завеса здесь обозначена тонкими линиями вместо темных облаков. Полотно размером 60 x 80 хранится в Музее Пола в Японии.
Вид снаружи
В другую ночь Клод Моне написал облачную картину с изображением железнодорожной станции. Слева — голубовато-серый тент, справа — черный поезд с клубами дыма. Там есть люди, обозначенные схематически. Небо композиции — тяжелое голубовато-серое, как будто нависающее. Из-за этого вокзал в Сен-Лазаре кажется темным и неприятным. Холст имеет размер 60 x 80 и хранится в неизвестной частной коллекции.
Вид снаружи-2
У него такое же название, но совершенно другая композиция и настроение. Полотно написано как бы из-под моста, нависающего над его вершиной. Позади него в ярком желтоватом солнечном свете стоят киоски, поезда и здания, а полупрозрачные клубы дыма создают эффект динамики происходящего. Размер холста составляет 64 x 81, и в настоящее время его местонахождение неизвестно.
Вокзал Сен-Лазар. Знаки
Уникальная по композиции фотография, ее главная ценность — изображение заката, красновато-оранжевое освещение; Клод Моне показал на снимке только размытые силуэты дорожных знаков, зданий и поездов людей. Акцентированное цветное пятно в центре полотна — это беловатый контур пары клюшек. Работа размером 65 x 81 выставлена в музее Нижней Саксонии.
Траншея Батиньол
Поезд и рельсы лучше всего видны на этом снимке — их нет здесь, а почти вся композиция. Самого вокзала Сен-Лазар фактически не видно, но Клод Моне подробно, красочно передал бесконечное движение поезда, переливы голубовато-серого дыма. По масштабу эта работа самая маленькая — 38 x 46, она выставлена в музее Уайатта в Риме.
Интересные факты
Клод Моне, создавший полотно «Вокзал Сен-Лазар», получил уникальный опыт общения с объектом, находящимся в постоянном движении. Интересный факт о цикле:.
- Клод Моне договорился с Сен-Лазаром о сотрудничестве в создании образа знаменитого и маститого художника. Режиссер поверил в желание художника и исполнил его.
- Большинство картин были проданы Клодом Моне, создателем вокзала Сен-Лазар, П. Дюрану Рюэлю в качестве постоянного клиента.
- Клод Моне долго выбирал между вариантами изображения вокзала Сен-Лазар или Севера.
- Тема технического прогресса — одна из самых популярных в импрессионизме. В то же время вокзал Сен-Лазар отличается от большинства подобных картин тем, что велопоезд выглядит элегантно и не похож на монстра.
В настоящее время полотна «Вокзал Сен-Лазар» находятся в основном в различных крупных музеях мира, три из них принадлежат частным коллекционерам.