В.Л. Боровиковский: история создания портрета Марии Ивановны Лопухиной
В период расцвета В.Л. Боровиковский написал портрет Марии Ивановны Лопкиной. Этот период знаменит Собором Екатерины II и Павла I. В этот период особой ценности достигли праздничные портреты, отмеченные победой.
История создания портрета Марии Лопухиной
Портрет Ропкиной М.И. был написан по заказу жены фрейлины. Лопкина — Камердинер Шуба и Егерь. Эта картина была признана шедевром В. Боровиковского, поскольку является основным воплощением эстетических параметров сентиментализма.
На портретном полотне изображена молодая девушка 18 лет, принадлежащая к аристократической семье. Девушка недавно вышла замуж, и портрет был подарком от супруга. Картина не завораживает и не может приковать взгляд зрителя.
- Полотно было создано в 1797 году.
- Картина выполнена в жанре портрета.
- Портрет Лопухиной написан на холсте масляными красками.
- Размер картины достигает 72х53,5 см.
- Сегодня полотно находится в Третьяковской галерее в Москве.
Краткие сведения об авторе
Владимир Боровиковский стал популярным благодаря своим уникальным работам, выполненным в жанре портрета. Мастеру удалось объединить основы классицизма и сентиментализма. На его самых важных портретах модели изображались не в парадных костюмах, а в домашней одежде. На заднем плане не видно дворцовой стены, на переднем плане — природный ландшафт.
Художник пытался передать гармоничное сочетание человека и природы; В. Боровиковский стремился показать зрителям внутренний мир своих героев. Тем не менее, на многих портретах мастер показывает сходство между всеми лидерами, создавая ощущение женственности и семейного родства.
Среди наиболее интересных библиографических фактов В. Боровиковского следует отметить: в
- В 1819 году мастер стал участником общины Е. Татариновой, где регулярно проводились религиозные собрания, читались стихи на религиозные темы, объявлялись импровизированные молитвы и предсказания.
- Многие работы В. Боровиковского считаются эталонами и образцами для многих портретистов.
- Художник стал учителем известного мастера Алексея Бенетунова.
- Именно Боровиковский был признан царем как художник.
Характеристики полотна
Полотно Лопкина находится на естественном фоне, который размыт, как будто там дым. Сквозь вуаль еще видны березы, цветы и облака. Лопухина нарисована В. Боровиковским в белом платье. Ее талию подчеркивает синий пояс.
Привлекательное лицо Лопухиной очень миловидно и в то же время отличается молодостью, свежестью и нежностью. У Лопкиной по-прежнему мечтательный взгляд. Это направлено на зрителя и на легкую загадочную улыбку. По замыслу Боровиковского, полотно должно передать зрителю гармонию и одиночество естественного человека.
Боровиковский не только передал внешние черты девушки, но и показал ее духовный мир, показал его с особой задумчивостью и грустью. Тем не менее, картина не перестает передавать красоту женщины, ее экстравагантность и постепенную угрюмость.
Кратко, но гармонично красота Лопкиной сочетается с невероятно привлекательным видом заднего плана. Такая гармония выражена антифонным возгласом Боровиковского и изгибом талии героини, цветовым сочетанием василька и пояса девушки, а также золотыми и браслетными ушками на руках девушки.
Основание Боровиковского приняло далекие тона серебристого, бледно-голубого и бледно-зеленого оттенков. Художник придает Лопкиной особое лирическое качество. По мнению современников, портрет Лопкиной позволяет понять идеал русской женщины, характерный для эпохи сентиментализма. Художнику удалось передать нежную чувствительность Лопкиной.
Характеристика образа
Образ Лопкиной противопоставлен небывалому смягчению черт, душевному покою и умиротворению, ощущаемым в портрете героини.
Стоит также отметить гармоничность и мелодичность всех линий, детали Лопкиной. Без ухода портрет не должен быть уже поникшим, оставляя цветы сорванными до написания портрета. Действительно ли это набросок Боровиковского? Или это и есть смысл существования? Раньше цветы символизировали красоту; по мнению В. Боровиковского, это действительно была женская красота.
Тем не менее, Боровиковский уделяет внимание деликатности Лопухиной, ее увядающей красоте и душевной печали, добавляя тонкие краски к портрету почти ненавязчиво.
По мнению многих искусствоведов, портрет Марии Ивановны Лопухиной является настоящим шедевром и представляет собой начало новой эры в направлении портрета, эры, в которой мастеру не нужно подчеркивать статус модели, но ее значимость, ее личностные показатели: настроение, чувства, мысли. Чтобы не выражать эмоциональные переживания своих моделей, он передает их с помощью интерьерных и декоративных компонентов.
Выводы
Именно портрет Марии Ивановны Лопухиной позволил сохранить невероятную красоту женщины, несмотря на столь суровую судьбу, ведь она умерла в возрасте 23 лет. Интересен тот факт, что после смерти девушки по улицам стали ходить слухи, будто именно этот портрет убил девушку. Однако современники связывали эти слухи с отцом девушки, который был членом масонской ложи и влиял на умы других людей.
Другие обвиняли самого Боровиковского, считая, что сила его способностей была настолько велика, что они могли влиять на других. И только через 100 лет подобные слухи распространились и перестали волновать человечество. Позже картины Боровиковского приобрел П. М. Боровиковский. Третьякова, который передал в галерею портрет Лопухиной.